Free

Не бояться и победить

Text
Mark as finished
Font:Smaller АаLarger Aa

‒ Ну хочешь, давай посмотрим, что там рядом есть? Может, снимем домик какой-нибудь, недалеко от сына будем и на природе поживем.

‒ А хорошая мысль!

‒ Слушай, там совсем рядом Дивеевский монастырь! – воодушевился муж.

‒ Класс! Я хочу туда! Там и с жильем проблем не будет, ведь место-то туристическое.

Посадив сына в автобус, заполненный до отказа ликующими мальчишками, мы тоже отправились в путь. Конечно, хотелось, чтобы мы ехали в полном составе, но что поделать. Малышка спала, старшая слушала в наушниках что-то свое, мы с мужем планировали, что и в какой последовательности будем делать, когда приедем.

Путешествовать мы очень любили, еще когда старшие дети были маленькими, часто ездили за границу. Да и по России успели поездить, много где были.

Приехав в гостиницу, сразу расположились в отведенном нам домике. Я начала разбирать чемоданы, разложила на кровати свои новые платья и представила, как буду смотреться в них на фоне монастыря. Должно быть красиво да и в соцсети будет что выложить. Подошла к зеркалу, расчесала свои густые длинные светлые волосы, собрала их в пучок на макушке… Образ сложился! Именно так должна выглядеть мать благородного семейства. Сейчас еще поработаю над нарядами домочадцев, нужно ведь, чтобы мы гармонировали! Перед походом в монастырь заглянем в гостиничную кафешку, интересно, что там вкусненького есть…

Сытые и довольные, идем в монастырь. Лето в самом разгаре, вечер очень теплый. Легкий ветерок подбирает мою длинную юбку. Муж везет коляску с малышкой, та с любопытством разглядывает все вокруг, старшенькая держит меня за руку и со свойственным ей весельем делится своими впечатлениями.

В монастыре жизнь кипит, толпы туристов пытаются успеть написать записочки, приложиться к мощам, накупить сувениров. И еще ведь нужно на Канавку сходить, раз приехали.

Монастырь был по-настоящему прекрасен, я всегда очень проникалась подобными местами, но здесь была особая благодать, я это сразу заметила даже сквозь будничную суету.

Зашли в один из храмов, народу там было немного. К мощам Серафима Саровского стояла небольшая очередь, мы в нее встали. Пока стояли, я завела внутренний разговор с батюшкой Серафимом. Приложившись к мощам, решили еще постоять на службе, пока малышка не начнет капризничать. Надолго нашу егозу не хватило, и муж вышел с ней, дав мне возможность еще побыть наедине со своими мыслями.

Когда служба закончилась, все устремились к выходу, мы с дочкой решили не лезть в толпу и пережидали в сторонке. Вдруг слышу голос монахини: «Кто поможет убраться в храме?» Тут я неожиданно сама для себя вызвалась.

Мне выдали тряпку и ведро, рассказали, что и как делать, и определили место, где я должна буду мыть пол. Еще несколько помощников напросились мыть около мощей, а меня поставили на самом проходе. Сначала проскочила мысль, что хотелось бы у мощей тоже прибирать, но потом подумала, что, видимо, недостойна пока, сразу как-то смирилась и принялась за работу.

Странное дело: я мыла храмовый пол, и слезы текли из глаз, так это было благодатно! Только проводила тряпкой, и кто-то обязательно в этом месте оставлял следы, занятие было почти бесполезное, но это совершенно не вызывало негативных эмоций, скорее наоборот. Тут одна из монахинь, буквально пролетая мимо меня, схватила за руку и потащила за собой. Подвела к чудотворной иконе Серафима Саровского, к которой не было доступа обычному люду, сняла ограждение, всучила мне тряпку и велела тщательно отмывать лесенку и ковер под ней. Эмоции меня просто захлестывали, руки тряслись от необычайного благоговения. Я принялась наводить чистоту, и так мне хотелось приложиться к иконе! Но посчитала, что это будет неправильно, ведь к иконе никого не подпускают обычно. То, что мне разрешили постоять тут на коленях с тряпкой в руках, это уже бесценный подарок. Тут через меня начала пробираться шустрая прихожанка, на что получила замечание от монахини, но это не остановило страстный порыв дамы, и она с видом победителя припала к иконе. Я смотрела на нее снизу и думала: какая странная сцена, и я в ней главное действующее лицо. После уборки сразу выбежала к своим на улицу и даже не знала, как изложить суть того, что только что со мной приключилось, так как сама еще не до конца во всем разобралась.

Мы шли в гостиницу каждый в своих мыслях. Внутреннее ликование от пережитого заглушало все другие мысли и эмоции.

На следующий день было принято решение поехать купаться на речку с песчаным пляжем, местечко нам посоветовал хозяин гостиницы. Настроение было отличное, погода не подвела, и все были в предвкушении водных развлечений.

Собрав все необходимые вещи, мы прыгнули в машину и уже мчались сквозь живописные пейзажи Нижегородской области. Вдалеке мы заметили монаха в монашеском балахоне с капюшоном, он стоял у дороги в надежде остановить попутку, но никто не останавливался. Одновременно нам с мужем пришла в голову идея подвезти путника, дабы он не зажарился под палящим солнцем.

Монах оказался совсем стареньким и очень приятным в общении. Гость очень деликатно завел невероятно содержательную беседу. Но каково было удивление, когда он начал отвечать на те вопросы, которые нас давно мучили, но что еще более странно ‒ мы их ему не задавали. Все это было невероятно, как во сне. Перед тем как выйти из машины, монах протянул мне листочки, на которых ровным почерком, почти печатными буквами были написаны авторские проповеди. И если честно, то не останься у меня этих рукописей, можно было бы усомниться в реальности происходящего. Оставшуюся дорогу до пляжа мы ехали в полном молчании, пытаясь переварить услышанное.

На следующее утро я проснулась очень рано, крутилась с боку на бок, но заснуть больше так и не удалось. Все еще спали, и я решила прогуляться до монастыря. В столь ранний час народу в монастыре совсем не было, и ноги сами понесли меня на Канавку. По преданию, батюшка Серафим приказал вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божья Матерь, обходя свой удел.

На всегда многолюдной Канавке почти никого не было, только несколько монахинь совершали свое неспешное шествие в абсолютной тишине и, казалось, не замечали ничего вокруг себя. На Канавке принято читать сто пятьдесят раз Богородичное правило, поэтому по ней часто ходят с четками. Так как четки у меня были, то не пришлось зацикливаться на деталях, молитва как-то сама проистекала в моем сознании, я только перебирала руками косточки. Сама удивилась тому, насколько горячей и душевной была эта молитва, она происходила из самого сердца, не была обычной читкой для соблюдения формальностей. Чувство невероятной благодати посетило меня тогда, передать словами это невозможно. Кто-то, наверное, отметит мою излишнюю впечатлительность, другие вообще, может быть, решат, что с головой у меня не все в порядке, но это пережитое мной состояние останется в моей памяти как доказательство святости этого места.

После Канавки я отправилась гулять по территории монастыря, в голове появилась мысль, что нужно что-то менять в жизни. И казалось бы, все у меня хорошо: любимый муж, прекрасные здоровые красивые дети, есть крыша над головой, и работа тоже есть. Полный комплект благополучия, чего еще желать? И все-таки где-то в глубине души у меня зрело зерно сомнения. Инстинктивно я понимала, что жизнь моя подчинена исключительно удовлетворению базовых потребностей себя и своей семьи, а также получению различных удовольствий. Я просто не замечала никого кроме себя самой и своих близких, а если и замечала, то частенько осуждала. Иногда проскакивала мысль о благих делах, но этот порыв разбивался о якобы отсутствие свободного времени и другие нелепые отговорки. Правильно ли это? Полезно ли это для души?

В таких мыслях я дошла до очередного храма, который неприметно стоял немного в стороне. Всю территорию монастыря постепенно наводнил народ, а тут почему-то никого не было. Подойдя поближе, я не поверила своим глазам. Оказалось, что это тот самый Казанский собор, который, по преданию Серафима Саровского, во время второго пришествия Иисуса Христа вознесется на небо.

Зайдя внутрь собора, я очень сильно удивилась, что там абсолютно никого нет. В других храмах просто невероятные толпы, а здесь совсем пусто. С удовольствием я побыла в этом маленьком, но таком значимом соборе и уже собиралась уходить, но что-то меня остановило. Когда я проходила мимо церковной лавки, на глаза попалась табличка, в которой предлагалось заказать молебен о здравии на целый год. Я встала перед лавкой и задумалась. С одной стороны, на здоровье я особо не жаловалась, а с другой ‒ дети частенько болеют. Думала-думала и вдруг решительно подошла и заказала молебны на год для всей семьи. Вышла из храма и с чувством того, что сделала что-то правильное, отправилась в гостиницу.

За завтраком мы решили ехать на святой источник Серафима Саровского. Хотелось посетить все достопримечательности.

Источник находился совсем недалеко от монастыря, и мы быстро до него добрались. Оставив машину на небольшой парковке, отправились к источнику. По дороге нам встретился мужчина, который спешил нас расстроить, что источник на ближайшие дни закрыт на генеральную уборку в связи с грядущим праздником. Мы было расстроились, но наш собеседник посоветовал посетить другой источник ‒ Явления Божьей Матери. По словам мужчины, этот источник совершенно не заслуженно редко посещается туристами, в основном туда едут знающие паломники.

Добраться до источника оказалось не так просто. Сначала череда крутых поворотов, дальше извилистые проселочные дороги. Очевидно, найти этот источник, не зная, где он находится, просто невозможно. Наконец мы добрались до места, где, по всей видимости, нужно было оставить машину, дальше предстояло идти пешком. Мы выгрузились и отправились по узкой тропинке в сторону указателя с названием источника. Так мы очень быстро оказались у аккуратных деревянных сооружений, в которых находились купели. Их было две. Судя по табличкам, одна предназначалась для монахов, а другая для остальных желающих окунуться. Несмотря на то что источник был в значительном удалении от дороги, народу было немало. Мы заняли очередь и стали осматривать окрестности. На стене одного из домиков висела икона Богородицы и еще табличка с текстом. Пользуясь тем, что наша очередь еще не подошла, я с интересом все изучила. Любопытно ‒ по преданию, Серафим Саровский открыл всем нам, что Царица Небесная умывает здесь каждый день Свое лицо, идя в Дивеево. Появилось ощущение, что Богородица ведет меня за руку по своим стопам.

 

Вдруг народ, находящийся в очереди, обратился к нам с предложением идти в купальню для монахов.

‒ Идите-идите, вот прямо всей семьей! Там очереди нет, быстренько окунетесь с ребеночком. Зачем мучить малышку долгим ожиданием?

Сначала было неловко, я вежливо отказалась. Но народ стал настаивать, и мы все-таки решили пойти.

Окунаться в такой источник само по себе было волнительно, а в монашеской купели ну просто невероятно!

Эта череда неслучайных случайностей требовала серьезного осмысления. Одно для меня было совершенно очевидно: дивное Дивеево – удел Пресвятой Богородицы, если человек прикасается к такому чуду хоть раз, то ничто в его жизни уже не будет как прежде!

Я уезжала из Дивеево с ощущением грядущих перемен. Тогда еще не знала, что уже нахожусь в начале очистительного пути, что приеду на эти святые земли через год совсем другим человеком. Если бы только можно было прислать себе письмо из будущего, то в нем было бы написано: «Это испытание нужно тебе, потом все встанет на свои места, но ты уже не будешь прежней! Ты будешь мудрей и не будешь обращать внимание на всякую мишуру, будешь ценить каждый глоток воздуха, каждый светлый день! Господь тебя любит и дарит тебе возможность увидеть то, что другим не доступно…».

P.S. Подруге из Сочи провели трансплантацию костного мозга в моем отделении через пять месяцев после меня, все прошло прекрасно, донором стал ее совершеннолетний сын. Девочке с паническими атаками пересадили ее собственные стволовые клетки, и она победила свою лимфому. Аналогичную процедуру провели и художнице, у нее тоже все хорошо.